Не лепо ли ны бяшетъ, братие…
Тьфу, блин! Я говорю, не хотите ли,
друзья, послушать про поход князя Игоря на половцев? Дело в том, что я имею
привычку читать книги, о которых все и так вроде знают понаслышке, но никто не
читает. А когда читаешь, чаще всего эта «наслышка», ну, не соответствует. Вот и
решил я: чего добру пропадать?! Всего-то
дел: забью новый тег «ликбез», да и буду вам рассказывать вкратце, в чём
прикол. Начали.
Отношения русских с половцами были
такие же, как у русских князей меж собой: они дрались, мирились, грабили и резали
друг друга, заключали временные союзы, чтоб вместе напасть на кого-то, и всё
это без шовинизма. Но за год до похода Игоря, летом 1184 года, киевский
князь Святослав собрал вместе с соседними князьями войско и напал на половцев,
очень неплохо их пограбив. Игорь же к походу опоздал из-за гололедицы. 8(
Половцы притихли, зализывая раны, а Святослав планировал с той же компанией
следующим летом повторить поход.
Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.
Игорь решил опередить их и добыть себе «честь и славу» (прошу учесть, что в те
времена эти слова имели совсем другое, я бы сказал материальное, значение и
отражали количество награбленного барахла) и сговорился по-родственному сходить
на половцев с сыном, племянником и братцем. В конце апреля они вышли, к 1 мая
дошли до Донца, там ещё два дня ждали братца буй-тур (бешеного быка) Всеволода
и там же приключилось солнечное затмение, что было дурным знаком. Вообще-то
затмение было и у половцев, но нам это не касаемо. Зато разведка донесла, что
половцы, видимо, после прошлогоднего, повысившие бдительность, узнали про
войско и все драпанули вглубь степи. Игорь сказал:
- Братие, мы конечно, лопухнулись,
но если без боя пойдём назад, над нами вся Русь смеяться будет, а для людей
нашей профессии это последнее дело. Пойдём вперёд, может, хоть с кем повоюем…
И понеслись они, как стрелы, над
степью, и захватили много девок половецких, а также злата и дорогого тряпья
типа бархата; до того затарились, что красными половецкими епанчами болотины
застилали, чтоб коням копыта не пачкать. Эту версию, видимо, потом Игорь
озвучил, хотя никто этой «славы» не видел. Но не он один уцелел, и был в
летописи слушок, что наткнулись они на холме на половецкие вежи (юрты), а в
вежах было вина – немеряно. И больше ничего, даже закуси. Сожрали всё. Естественно,
и какой же русский думает о том, что будет наутро. А наутро они проснулись,
окружённые половецкими полками. И эти садюги не то что похмелиться – к воде их
трое суток не подпускали. Кто не погиб, рабом стал; человек пятнадцать русичей
только прорвались к воде и потом дошли до дома, Игоря с сыном в плен взяли,
Всеволод с племянником погибли. Половцы, видимо не понёсшие значительных
потерь, тут же пошли – нет, не на Русь, а на те княжества, князья которых на
них напали; часть городов взяли, а где не взяли, там окрестные сёла пожгли, и наложили
контрибуцию: «по беле со двора» (возможно, имелась в виду не белка, а белый
горностай). По Руси вдовий плач пошёл:
- Ой, да не видать нам теперь милых
лад, не звенеть серебром да златом!
На что Святослав сказал:
- Эти два сокола ясных испортили нам
весь бизнес, сорвали летнюю компанию, а теперь я должен их выручать? Нетушки!
Тут автор «Слова» плачет, как
Ярославна на крепостной стене:
- Эх, был бы старый Владимир, он бы
не отсиживался в Киеве!, - и дальше – всех князей по описи, с перечислением,
кто кого и когда рубил и резал, и с укором:
- Вот пошли бы все вместе на
половцев, вот бы мы зажили: девки ихние продавались бы по ногате, а рабы – по резани
на круг! (ногата=1.5резани=1/20гривны)
Но, увы! Князья предпочли не ходить
далеко, а заниматься привычным бизнесом: сначала князь А. нападает на соседа,
князя Б. и грабит его подданных, потом князь Б. в отместку грабит подданных
князя А. Все довольны, все смеются. Кроме подданных.
Игорь, подкупив половчанина, бежал и
добрался до дома. Оказывается, только этого всем для счастья и не хватало:
«Солнце светит на небе – Игорь-князь
в Русской земле. Страны рады, города веселы.»
Не могу пройти мимо предисловия с
послесловием: они занимают столько же, сколько подлинник «Слова» и написаны для
того, чтоб мы всё правильно поняли.
«Слово» - это единственная и к тому
же лучшая поэма той эпохи, дошедшая до нас, и даже Карл Маркс в письме к
Энгельсу на вопрос последнего, - Как жена, как детишки?, - ответил: - «Суть
поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием… монгольских
полчищ».
Осталось только вспомнить, что в
заваруху с монголами русские влипли, не захотев им выдать лучших друзей –
половцев. Да ещё по привычке перерезав монгольских послов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.